ФБР, психоделия и страсть — блистательная лента оскаровского документалиста Эррола Морриса о неоднозначном романе Тимоти Лири и молодой богатой наследницы
Джоанна Харкорт-Смит — богатая наследница и богемная штучка, тусовавшаяся с Rolling Stones и крутившая романы с Ага-ханом и Сальвадором Дали, — познакомилась с гуру психоделической революции и верховным жрецом Братства вечной любви Тимоти Лири в 1972 году в Швейцарии. Ей было 26, ему — 52, и он попал в Европу, бежав из американской тюрьмы. Неудивительно, что роман этих двух людей был похож на приключенческий триллер: психоделическая свадебная церемония через две недели после знакомства и полулегальные марш-броски по миру в попытке спасти Лири от преследований властей. Вена, Бейрут и наконец Кабул, откуда пару все-таки экстрадировали в США. Там Лири снова попал в тюрьму (причем в соседнюю камеру с Чарльзом Мэнсоном) и, чтобы скостить себе срок, согласился стать информатором ЦРУ и после освобождения вместе с Джоанной жил по программе защиты свидетелей, а вскоре они расстались.
По прошествии времени Джоанна стала подозревать, что ее роман был срежиссирован американскими спецслужбами, чтобы вернуть Лири в США и заставить работать на правительство. Основой фильма великого Эррола Морриса, вероятно, лучшего из живущих документалистов планеты, автора «Тонкой голубой линии» и оскаровского «Тумана войны», стали ее последние интервью — Джоанна Харкорт-Смит умерла в прошлом году. Был ли этот роман замыслом ЦРУ или чистым движением души девушки, решившейся на главное приключение своей жизни, — блестящий расследователь Моррис выуживает из сложной истории океан деталей и подтекстов, но и оставляет в ней воздуха — ровно столько, чтобы этот зазор для трактовок стал не претенциозным туманом, а киноискусством.
Ксения Самарина