Погружение в мир технологий «цифрового бессмертия», с которыми скоро придется столкнуться всем нам
Первый фильм Ханса Блока и Морица Ризевика «Чистильщики» про мрачный труд модераторов пользовательского контента собрал ворох наград на кинофестивалях, включая приз жюри «Сандэнса». На этот раз одни из самых успешных молодых немецких режиссеров взялись за исследование еще одной сумеречной зоны цифрового мира — стартапов, предлагающих «воскресить» ваших мертвых, которые появляются по всему миру с развитием AI. Достаточно скормить системе посты, письма, видео и голосовые сообщения покойного — и на выходе получится чат-бот, который болтает и шутит точно, как ушедший, или его весьма правдоподобный 3D-аватар. А дальше? Ведь «оживший» может начать вести себя пугающе — как в случае одной из героинь этого фильма Кристи: бот, созданный на основе личности ее погибшего возлюбленного, сообщил, что он в аду, но придет ее навестить. Или общение с человеком, которого уже нет, станет не отдушиной, а зависимостью — как для другого героя, Джошуа, который месяц не выходил из квартиры, переписываясь с умершей подругой.
Таких этических и психологических проблем масса, и «Вечный ты» размечает их контуры. Создатели предоставили равное количество времени основателям сервисов «цифрового бессмертия» (они, в основном, оказались циничными технооптимистами), их пользователям, а также критикам, обеспокоенным тем, как технологии в связке с бизнесом пытаются переформатировать вопросы жизни и смерти. Выводы авторы оставляют зрителям, но очевидно, по-крайней мере, одно — реальность «живых мертвецов» стремительно расширяется и уже сейчас стоит задуматься, как распорядиться своим информационным следом, если вы против того, чтобы близкие, друзья или посторонние люди «воскрешали» вас даже с самыми лучшими намерениями.