Новый популизм в трагикомическом портрете современной Британии
Режиссер Тимоти Джордж Келли разделил свой фильм, снятый в меланхоличной тускло-серебряной гамме, на две части – интервью с народом и интервью с интеллектуалами. Сначала самые разные люди рассказывают, почему они и их знакомые голосовали за брекзит или против него. Одни не желают стандартизации огурцов в магазинах, другие опасаются мигрантов и террористов, третьи просто хотят показать «фак» правительству, а для кого-то важно сохранить свою национальную валюту, рабочие места и политический суверенитет британского королевства. Потом эксперты, среди которых – Ноам Хомский, Саския Сассен, Гай Стэндинг и другие – пытаются увязать с неолиберализмом, глобализацией, обратной стороной свободной торговли, зависимостью массовых медиа от олигархии, мировым рынком труда и грядущей тотальной автоматизацией. Ненадолго в кадре появляются ржавые крылья пролетарского ангела, сооруженного Энтони Гормли в память о британском рабочем классе, проигравшем свою классовую войну тридцать лет назад.
Ещё недавно в западном сознании царила иллюзия абсолютно стабильной системы – двухпартийность почти не различимых партий, разумное стирание границ между сопоставимо развитыми странами и т.п. Но после мирового кризиса 2008 началось таяние среднего класса, резкий рост неравенства и ослабление власти прежнего центра. Это значит, что политика теряет предсказуемость, становится более драматичной и в неё приходят новые игроки с отчетливой разницей между ними.