Социальная дилемма на новый лад — поколение Z в фокусе ТикТока и Инстаграма*
Автор этого фильма Лиз Смит 20 лет назад начинала карьеру в Кремниевой долине как сотрудник корпорации Yahoo! и уже тогда осознала масштаб влияния технологий на общество. Сейчас она занимается проектами о ментальном здоровье, а «Ок, зумер» — результат ее долгих инсайдерских наблюдений и погружения в тему социальной психологии. Сегодня приложения и виртуальные контакты диктуют рутину и жизненные выборы американского зумера — сон, аппетит, бюджет, карьеру, отношения с друзьями и близкими, самооценку и мотивацию. «Ок, зумер» вдумчиво изучает то, как соцсети испытывают нашу психологическую устойчивость. Признания популярных молодых блогеров иллюстрируют ежедневный опыт поколения Z — сложный, обрывочный, эмоционально перегруженный: «Все кругом говорят, кто я и кем мне надо быть», «Сегодня я простояла в душе несколько часов, чтобы почувствовать себя живой», «После пролистывания ленты я больше не чувствую себя красивой», «Как найти мотивацию делать хоть что-нибудь!». А топ-менеджеры соцсетей, нейрофизиологи и социологи на конкретных примерах объясняют современные теории пользовательского поведения. Лайки и репосты имеют прямое отношение к статистике самоубийств, синдрому дефицита внимания, тревоге и расстройствам пищевого поведения. Бесчисленные свайпы и доступность виртуального контакта меняют отношение к привязанности и вызывают зависимость от одобрения. Мгновенное распространение информации ведут к фейк-ньюс и интернет-травле.
От фильма, состоящего из десятков монологов, можно ожидать сбивчивости, но эта лента последовательна и избегает поверхностных обобщений. Любая технология, приложение, коммуникационная модель, привычка могут быть как топливом, так и ядом. Нет плохого и хорошего, но есть проблемные точки цифрового века, с которыми предстоит разбираться не только зумерам, но и миллениалам вместе с иксерами, если они хотят найти общий язык. Редкое свойство удачного документального высказывани — не стелить зрителям соломку для поспешных выводов, а предоставить голос разным людям, каждый из которых делится своими знаниями и опытом.
Алиса Таежная
*продукт компании Meta Platforms Inc. признанной экстремистской организацией на территории РФ