Деньги как произведение искусства: документация изобретательного антикапиталистического эксперимента
Современный человек изнемогает от долгов — и в прекрасном мире будущего их хорошо бы взять и отменить (во всяком случае, когда дело касается кредитов, взятых, например, на образование). Эта идея — пересказанная тут, конечно, очень грубо; за подробностями отошлем, скажем, к работам Дэвида Гребера — в последние годы очень популярна в леволиберальных кругах. Но мечтать — одно, делать — другое, а делать и снимать про это кино — третье. Двое британских художников-активистов, Хилари Пауэлл и Дэниел Эдельстин, замахнулись именно на такой гибрид искусства с активизмом: открыли на северо-востоке Лондона собственный банк и стали печатать деньги собственного производства, только вместо изображения королевы разместили на них локальных подвижников: учителей, благотворителей, волонтеров. Цель — «продать» новых денег на 1,2 миллиона фунтов и выкупить долги жителей района.
«Панк-банк» — фильм, который рассказывает эту воодушевляющую историю — умудряется одновременно существовать сразу в нескольких жанрах. Это и документация перформанса: в конце концов, Пауэлл и Эдельстин — художники, и во всем, что они делают, есть как минимум красота жеста. Это и социальный репортаж: рассказывая о собственном эксперименте, режиссеры заодно привлекают экспертов, чтобы объяснить, как мы дошли до мировой долговой ямы и что с этим можно сделать. Это и ода локальному активизму: каждый герой, удостоившийся портрета на купюре, представлен отдельно, чтобы зритель не сомневался, что он и правда заслужил этого не меньше, чем королева. Это и триллер: в конце концов, фильм начинается со сцены допроса авторов британскими спецслужбами; печатать деньги — все-таки нарушение закона. Ну и да, это, безусловно, агитка, которая призвана обнажить и разоблачить механизмы капитализма, которые большинство из нас принимают как должное. Но если бы во всех агитках было столько изобретательности и самоиронии, сколько есть в «Панк-банке», мы бы, вероятно, уже жили в прекрасном мире будущего.
Александр Горбачев