Меню
Меню

Американская утопия

David Byrne's American Utopia
David Byrne's American Utopia
Режиссёр
Спайк Ли
Продолжительность
105 минут
Год
2020
Страна
США
Язык
Английский, русские субтитры
David Byrne's American Utopia
Режиссёр
Спайк Ли
Продолжительность
105 минут
Год
2020
Страна
США
Язык
Английский, русские субтитры

Дэвид Бирн и Спайк Ли с духоподъемным мюзиклом о современности — своего рода сиквелом лучшего фильма-концерта на свете

«American Utopia» — название последней студийной пластинки Дэвида Бирна, заработавшей номинацию на «Грэмми» и приличную порцию комплиментов, но в итоге оказавшейся прелюдией к чему-то большему. Бирн всегда знал толк в сценической драматургии — фильм-концерт «Stop Making Sense», снятый голливудским мэтром Джонатаном Демме и запечатлевший группу Talking Heads на пике формы, не зря слывет лучшим в своем жанре. Однако экс-фронтмену Talking Heads мало былых заслуг: «Американскую утопию» Бирн превратил в бродвейский мюзикл по мотивам своей (и Talking Heads) дискографии, а мюзикл — в киноверсию, новый «джойнт Спайка Ли» (так обозначает авторство своих фильмы сам Ли, нью-йоркский андеграундный классик, автор «Делай как надо!» и «Черного клановца» ). Получилось упоительное, козыряющее изобретательной хореографией шоу, которое лишний раз напоминает, насколько Бирн крут живьем. При этом декорации и костюмы — торжество аскезы: дюжина одинаково одетых музыкантов и танцоров на подчеркнуто нейтральном фоне. В фокусе — слова и мысли: о количестве нейронов в мозге младенца или необходимости идти на выборы.

Однако «Американская утопия» — фильм не только для поклонников Бирна и Talking Heads. Нельзя не вспомнить, что его духовный приквел «Stop Making Sense» вышел в 1984 году, благодаря Оруэллу ставшем синонимом всего антиутопического. Бирн и Ли не сторонятся повестки дня, зачастую мрачной и тревожной: кульминацией мюзикла становится кавер-версия протестного госпела Жанель Моне, где наотмашь перечисляются жертвы расизма и полицейского произвола. И все-таки ключевая тема «Американской утопии» — это человеческие отношения, а его главная эмоция — надежда: на то, что близость важнее самоизоляции, а будни немыслимы без праздников. И тут уж на помощь приходят и эффектная режиссура Спайка Ли, и пляски святого Бирна, и золотые стандарты Talking Heads — благо ничего более духоподъемного и эйфорического в поп-музыке за последние 40 лет так и не появилось.

Сергей Степанов