Menu
Menu

Электросестры

Sisters with Transistors
Sisters with Transistors
Режиссёр
Лиза Ровнер
Продолжительность
90 минут
Year
2020
Страна
Великобритания
Language
Английский, русские субтитры
Sisters with Transistors
Режиссёр
Лиза Ровнер
Продолжительность
90 минут
Year
2020
Страна
Великобритания
Language
Английский, русские субтитры

Истории девяти первооткрывательниц экспериментальной электроники, расказанные Лори Андерсон

«Невозможно играть на воздухе молотком. Здесь нужны крылья бабочки», — это слова укротительницы терменвокса Клары Рокмор, первой в истории исполнительницы, вышедшей на сцену Нью-Йоркской филармонии с электронным инструментом. Крылья бабочки в Нью-Йорке, сирена воздушной тревоги в Лондоне, шум взлетающих самолетов в аэропорту Ниццы — героини этого фильма, женщины, стоявшие у истоков авангардной электроники, вдохновлялись звуком в любых его проявлениях и искали в новых технологиях свободы от мужского мира академической музыки, где бы им всегда пришлось быть на вторых ролях. При этом они долго оставались неизвестны широкой публике: в 1960-х мир восхищался музыкальной темой к сериалу «Доктор Кто», но не знал, что ее написала выпускница Кембриджа и резидентка лаборатории The BBC Radiophonic Workshop Делия Дербишир. Завораживающий пшик открывающейся бутылки колы из рекламы конца 1970-х стал классическим для роликов компании, но кто помнит, что автор этого и многих других популярных джинглов — подруга изобретателя синтезаторов Дона Буклы и основательница собственной саунд-дизайнерской компании Сьюзен Чиани. Марианна Амахер училась у Штокхаузена и работала с Джоном Кейджем и Мерсом Каннингемом — но вы вряд ли слышали ее имя. И так далее.

Режиссерский дебют Лизы Ровнер, закадровый текст в котором читает продолжательница дела его героинь, американская певица и композитор Лори Андерсон, — это не только великолепная работа с архивами, редкие интервью, фотографии, записи концертов и студийных экспериментов, не только возможность подглядеть и подслушать как рождалась, пожалуй, самая изобретательная музыка второй половины XX века, и не просто попытка вывести фигуры «крестных мам» электроники из тени и дать им (некоторым — посмертно) заслуженное признание, но и вдохновляющая история эмансипации, личного освобождения женщин через творчество.

Кристина Сарханянц